CLICK HERE FOR ENGLISH VERSION. АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.
21 марта 2012, среда
Утром еле продрали глаза, и опухшие, отекшие, едва шевеля ногами, пошли завтракать. Завтрак показал, что Китай – есть Китай: европейские гостиницы, в которых довелось останавливаться ранее, в принципе кормят похожими завтраками, с небольшими отклонениями. Здесь же, в Пекине, мы практически не встретили привычных сыров и колбас (единственная наличествующая колбаса значилась как сделанная из грибов), зато предлагался ряд горячих супов и столь же горячих вторых китайских блюд (курица, лапша с овощами, рис и т.д.). Дополняли дело тропические фрукты, в основном, впрочем, нам знакомые (грейпфрут, ананас, киви), за исключением довольно безвкусного dragon fruit.
Начать наше знакомство с Пекином мы решили с Храма Неба и, думаем, не ошиблись. 10 юаней (чуть больше 1 маната) за такси на примерно десятиминутное расстояние – ну и дешево! – и мы в громадном комплексе храма. Пекин сразу показал, что обскакал старушку Европу по части аудиогидов – тот был автоматическим, показывал план комплекса вместе с текущим местонахождением, отмечал красным пропущенные места и говорил исключительно по делу, то есть про ту точку парка, где мы находились в тот момент.
Храм Неба, конечно, очень впечатлил своей грандиозностью, мастерством зодчих и типичным “китайством”. Но не меньше впечатлили сами китайцы. На всей громадной территории парка они тут и там пели, организованно плясали и занимались гимнастикой тайцзи, играли в бадминтон и неизвестную нам игру, заключающуюся в перебрасываниях друг другу ногами оперенного мячика. Веселились и просто прохожие, не участвующие в этих массовых мероприятиях: мимо нас, весело приплясывая, прошел пожилой китаец в шляпе и с палочкой. Вообще старики тут ведут весьма активный образ жизни – другой седобородый старец сделал несколько танцевальных па около поющей женщины и пошел своей дорогой, еще кто-то делал растяжку и занимался гимнастикой.
Наш аудиогид поведал нам о торжественной церемонии жертвоприношения, о скоте, который гнали на убой в так называемые “врата ада”, о символичности и повторяемости в архитектуре числа 9. Трехъярусный алтарь произвел большое впечатление – говорят, что голос императора, когда он стоял посередине на круглой площадке, стократно усиливался и впечатление было, что поистине доносится голос с неба. Нам этот эффект проверить, к сожалению, не удалось.
На одной из аллей неожиданно услышали азербайджанскую речь – удивительно, что практически первые некитайцы, встреченные нами здесь, оказались нашими земляками.
Разумеется, весь парк мы не обшагали, тем более что из-за ранней весны такие места, как например розарий, были неактуальны. Обратно, обрадованные дешевизной, хотели тоже поехать на такси. Но пока стояли, раззявив рот, у выхода из парка, выискивая стоянку такси, нас перехватил моторикша. А что? Экзотика! Мы согласились. Спросили сколько стоит, он показал три пальца. Переспросили: “Thirty?”. Он согласно закивал головой. Чего по глупости не сделали, так это не попросили показать число в написанном виде. Попросили отвезти нас на площадь Тяньаньмэнь и отправились довольные с ветерком. Все встречные пустые рикши провожали нашего водителя завистливыми взглядами, а на нас глазели все вокруг без исключения. На радостях рикша предложил повозить нас по хутунам (старинным аутентичным переулкам), но тут у нас хватило благоразумия отказаться. И вот рикша останавливается, неопределенно машет куда-то рукой, мол, вон она, площадь Тяньаньмэнь, мы вручаем ему 30 юаней и запечатлеваем наш выезд на фото. Вот тут-то выясняется, что водитель намеревался получить с нас вовсе не 30 юаней, а в десять раз больше, в подтверждение чего извлек какой-то бейджик. Что было делать? Возмущаясь, мы полезли за сотенными юанями. Тут парень обнаглел окончательно и заявил, что 300 он предполагает получить с каждого пассажира. С нашей стороны последовал настоящий взрыв и мы громогласно и возмущенно отказались и ушли. Рикша кричал нам вслед: “Дайте хотя бы сотню!”, но мы были неумолимы. Шутка ли, и так почти 40 АЗН отдали за 15-минутную поездку, то есть он в любом случае поехал домой, очевидно восхваляя небеса за посланных ему доверчивых фраеров. Что ж, пусть это будет нам уроком.
Притопали на площадь Тяньаньмэнь (от места нашей высадки было еще пилить и пилить, но думаем, подъезжать ближе и нельзя было). Площадь, конечно, громадная, но такого восторга, как от утренней поездки, мы не испытали. Современная, со всей атрибутикой коммунизма, флагу их до нашего “дюньяда аналогу олмаян” (перевод: “не имеющего аналогов в мире”) – далеко. Тем не менее, сфотографировались на фоне портрета Великого Кормчего и пошли затем кормиться сами.
Утка по-пекински в специальном для этого блюда ресторане, конечно имеет мало общего с той, которую подают в наших ресторанах: поджаристая, жирная, мягкая, с аутентичными приправами (половина из которых ресторанами Баку и, кстати, насколько помнится, как минимум Лондона тоже, упорно игнорируется).
Отдохнув в гостинице, отправились в чайную Лаоше, смотреть чайную церемонию и другие представления. Боже, это было безумно интересно! Приехали мы заранее, чтобы выкупить забронированные билеты, и успели осмотреть что-то вроде выставки на втором этаже, где было всё вокруг чая (посуда, разные сорта напитка), а также макеты с различными древними китайскими заведениями: парикмахерская, аптека, магазин сладостей и несколько видов чайных домов. Все они были прекрасно сделаны, с очаровательными фигурками – типажами китайцев.
По лестнице с резными золочеными перилами поднялись собственно в зал. Особой важности нашему посещению добавили увиденные перед этим фотографии известных государственных деятелей разных стран, посещавших в разное время эту чайную. Билеты мы купили на первый ряд, и столик (на 6 человек) с нами разделили две разные группы китайцев. Вообще в практически заполненном зале посетители были в основном китайцы (впрочем, как и у остальных виденных нами достопримечательностей), из иностранцев мы заметили только французскую пару за соседним столом.
Стоимость билета также включала в себя чай с кое-какими закусками (семечками, арахисом, засахаренной мушмулой на палочке, какими-то китайскими сладкими ништяками, а также слизистой рисовой кашей с кусочками тыквы). Сам чай в это время года подается жасминовый и выглядит это так: чашка примерно на треть заполнена чайными листьями и залита кипятком. Периодически подходят служители с чайниками и подливают горячей воды. Удивительно, что чай при таком постоянном разбавлении абсолютно не теряет вкуса, вот что значит, настоящий китайский чай, а не та крашеная ерунда, которую мы привыкли пить.
Теперь о главном, то есть о представлении. Несмотря на то, что оно было исключительно на китайском, а следовательно разговорный жанр остался для нас недоступным, всё равно очень понравилось. Началось оно с чайной церемонии, которую продемонстрировала изящная девушка в весеннем зеленом платье. Потом китаянка с сильным голосом пела под барабан, выделывая непривычные нашему уху традиционно китайские рулады. Ее сменили два пожилых имитатора звуков – тут уже было понятнее: идет поезд, цокает копытами лошадь, гудит пароход, чирикают птички.
Следущий номер – долгожданная пекинская опера. На нее мы даже хотели пойти отдельно, но наш заботливый гостиничный персонал нам отсоветовал и в принципе был прав – на полноценный оперный спектакль нас бы вряд ли хватило. А тот десятиминутный отрывок, который мы видели, впечатлил. Одна бойкая девица хитрого вида вывела и усадила в кресло другую, скромницу, и принялась расписывать перед ней красоту цветов и времен года. Подстрочный перевод песен на английский давался на мониторе на стене, чего нельзя сказать о разговорной речи. Поэтому осталось непонятным, почему молчаливая скромница время от времени поднималась с кресла и, помахивая веером, делала несколько шажков в сторону энергичной певуньи, а затем опять усаживалась на место.
После оперы продемонстрировали еще одну чайную церемонию, с участием длинноносых чайников: два парня и одна девушка показали поразительную слаженность дествий. После чайников нас угостили традиционным верчением тарелок на высоких шпажках. Конечно, этот номер неоднократно показывал гастролирующий у нас китайский цирк, но следует признать, что мастерство трех девушек было изумительным. Комиков, выступающих следом, мы по достоинству оценить не смогли по понятным причинам, но зал вроде смеялся. Зато понравилась четверка, играющая на пяти инструментах, причем каждый играл одновременно на двух (предоставляем читателю возможность самому поломать голову, как такое возможно).
И наконец, образец сычуаньской оперы – с мгновенной сменой масок. Коротко, но очень впечатляюще.
В итоге, очень яркое и запоминающееся шоу. Обнаружив, что чайная находится на одной улице с нашей гостиницей, домой гордо отправились пешком. Дело немного подпортил перекрытый в связи с вечерним временем подземный переход, из-за чего мы были вынуждены сделать крюк. Но погода была настолько приятная, что особой досады это не вызвало.